Главная страница

 

 

Ордена,медали и знаки Российской империи Ордена,медали и знаки Советского Союза Ордена и медали Российской федерации Гербы и флаги республик,крев,областей и городов Российской федерации Символика армии,флота Словарь символики,геральдики и эмблематики
 
СИМВОЛИКА РОССИИ

ИСТОРИЯ ГЕРБА ГОРОДОВ РОССИИ

Городской герб - это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.
Применялся герб прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.
О времени появления городских гербов в России постоянно идет полемика. Например, известнейший геральдист В. К. Лукомский утверждал, что о городском гербе, да и государственном, в нашей стране стали говорить лишь в XVII в. Историк А. А. Ураносов утверждает, что гербы в России появились уже в XII в. Разумеется, не в том завершенном виде, в каком они дошли до нас. Но первые наметки на эмблемы, напоминающие гербы, существовали уже в домонгольский период.
А почему, собственно, идет спор по этому вопросу? Какая разница, когда появились первые признаки герба: в XII в. или в XVII? Нам-то что от этого?
Оказывается, появление герба - весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, предоставлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго. И я склонен думать, что зачатки его действительно появились в домонгольские времена.
Ну, а официально впервые термин "городской.герб" появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: "Печать града Ярославля". В центре этой печати был рисунок герба города - медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа - одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения.
Городской герб, по мнению Петра I, который больше всех сделал для создания и узаконения его, должен был украшать не только печати, и в первую очередь судебных органов, но и знамена полков, расквартированных по этим городам.
В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Каждая губерния содержала полки. Полки размещались по городам. И вот эти-то полки и получили названия городов, в которых стояли. А значит, их знамена украшали гербы соответствующих городов.
В 1712 г. знамена стали изготавливаться в Оружейной палате и уже отсюда рассылаться в полки.
По указанию Петра I рисунки эмблем городских гербов были собраны воедино в специальном знаменном гербовнике и впоследствии послужили источником для специалистов Герольдмейстерской конторы, которая получила задание создать печати для судных мест, а также и гербы для некоторых городов.
В 20-х годах XVIII в. в Россию приезжает специалист . по гербам граф Франциск Санти. В течение двадцати лет этот талантливый художник и знаток геральдики будет работать на Россию. Работать активно, плодотворно. По сведениям, дошедшим до нас, Санти за двадцать лет создал 137 гербов.
Но... жизнь есть жизнь. Она полна неожиданностей. Франциск Санти имел несчастье быть знакомым с графом Петром Андреевичем Толстым, бывал у него в гостях. А когда П. А. Толстой был арестован по обвинению в заговоре против Петра II, А. Д. Меншиков, который, кстати, сразу невзлюбил итальянца, без суда и следствия отправил Санти в Сибирь. И только Елизавета Петровна вернула всех заговорщиков из ссылки, в том числе и Санти, а 28 августа 1742 г. возвратила ему придворный чин обер-церемониймейстера и пожаловала титул действительного тайного советника. Но, несправедливо обиженный, талантливый художник уже никогда не вернется к любимому делу.
А в те дни, будучи назначенным товарищем директора Герольдмейстерской конторы, Санти развернул бурную деятельность. По его требованию ему выдали в Министерстве иностранных дел Титулярник 1672 г. - первый русский гербовник. Санти изучил все, что там было отображено, и... забраковал. Доложили Петру I. Тот вызвал Санти и потребовал разъяснить, что его не устраивает. И тот ответил, что во всем гербовнике пригодны лишь некоторые гербы, А чтобы составить герб города, надо хорошо изучить его (город), по меньшей мере, получить сведения из этого города. И предложил вопросник, который по указанию Петра I разослали по губерниям. Не все города прислали ответ, удовлетворивший художника. Зато в отчетах наиболее добросовестных администраторов были очень ценные сведения. Санти сумел представить себе облик городов: когда возник, каменный или деревянный, имеет ли укрепления, каков язык, вера, природные условия (лес, степь, тайга, болота). Имел ли раньше герб. И если имел, то просил прислать его рисунок.

Изображение смоленской эмблемы из Титулярника 1672 г.
Современный герб г. Смоленска

Петру I и герольдмейстеру он объяснил (отписал), что герб для города, в котором не бывал сам и не получил описания, составить не сможет. И это было естественно. Городов в России было много, и работы для него хватило бы на всю жизнь.
Из тех, что прислали старые гербы, оказались Смоленск, Ревель, Нарва, Выборг. У Смоленска на печати была пушка с птицей Гамаюн и надписью по кругу:. "Печать царского величества княжества Смоленского". Этим' четырем городам герб был пожалован еще при шведском владычестве. Сообщили о гербе также Ярославль, Уфа, Казань, Киев, Чернигов. Так что Санти сумел по полученным сведениям подправить, нарисовать по правилам геральдики, просто сочинить новый герб. И это была настолько объемная работа, что переоценить ее значимость невозможно.
Рассмотрим хотя бы историю создания герба для города Серпухова. Франциску Санти по прочтении отчета из Серпухова, где в качестве герба был нарисован павлин, разъяснили, что павлин на гербе Серпухова изображен потому, что в городе выпускаются мануфактуры разных расцветок, дескать, как павлиний хвост. Другой переводчик узрил в описании, что павлин изображен потому, что это чуткая птица с зорким взглядом и она бдительно охраняет город, расположенный на южной оконечности Московской области.
Санти выслушал того и другого и пришел к выводу, что в любом случае в гербе Серпухова должен быть павлин, и он нарисовал его. Нарисовал с соблюдением правил геральдики, с большим художественным вкусом: в красном поле стоит с распущенными перьями павлин.
По описанию туляков он подправил им их герб, который отразил наличие в городе оружейного завода, изготавливающего оружие.
Прошли через умные руки Санти гербы городов Белев, Зубцов, Великие Луки, Старицы, Архангельск, Чернь и многих, многих других.

Герб Санкт-Петербурга

Участвовал Санти и в создании герба Санкт-Петербурга. Так, в гербе знамени полка, который создал А. Д. Меншиков, эмблема была яркая: золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией. Санти заменил пылающее сердце на "более приличествующую эмблему", более, на его взгляд, подходящую морскому и речному порту. Может быть, еще и поэтому Меншиков отправил его в Сибирь? Во всяком случае, сразу же после того, как Санти отправили в ссылку, эмблема санкт-петербургского герба срочно была заменена на новую. До нас дошло ее описание: "Скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона имперская". И добавлено: "...сей герб составлен против последнего Сантиева".
Так что вполне возможно, что герб, нарисованный Санти, не понравился Меншикову. Ну, а человек, обладавший невиданной ни до ни после силой при правителе, мог позволить себе раздавить человека, даже полезного обществу, как букашку.
Позже герб Санкт-Петербурга был доработан. Больше того, были учреждены гербы для районов города. Так, для Адмиралтейской части был предложен герб - в белом поле синие накрест якоря. Для Васильевского острова - в синем поле три белые рыбы. Для Литейной части - в черном поле желтая пушка. Для Московской стороны - в желтом поле копьем пробит черный змей. Но и в этом случае нашлись яростные противники изготовления (учреждения) гербов по районам. Дескать, герб города есть - и достаточно.
После смерти Петра I и особенно после ссылки Франциска Санти геральдика в России на какое-то время осталась в том состоянии, в котором она находилась в последние годы жизни Петра. Дело в том, что у Петра всегда была огромная масса противников в его начинаниях. Чего бы ни затеял Петр, обязательно найдутся консерваторы. Так вот, исключенные из-под воевод и губернаторов городовые магистраты, которые по воле Петра I осуществляли главную (верховную) власть в городе, снова вернулись на свое место. Главы магистратов как представители центра (видимо, что-то подобное представителям президента сегодня) снова стали подчиняться воеводам и губернаторам. А вскоре был ликвидирован и Главный магистрат России. Так что революция, начатая Петром I, уже в 1728 г. погасла. Власть снова перешла в руки одного человека. А органы самоуправления превратились в придаток царской администрации. И в этих условиях речь о городской символике вести было бесполезно.
И тем не менее жизнь не стояла на месте. На юго-востоке страны был построен мощный опорный пункт, имевший большое экономическое, политическое и стратегическое значение. Он способствовал развитию торговли с восточными странами, выполнял обязанности форпоста, защищая земли. Имя ему дали по реке, на которой был построен первый проект,- Оренбург. Почему -- первый? Потому что тот Оренбург, который мы знаем теперь, был перенесен уже в те дни, в 1735 г., чуть южнее, а на его месте построили Орск.
Важность появления Оренбурга была наглядна, и правительство, и прежде всего императрица сочли необходимым снабдить город всеми присущими городу полномочиями и привилегиями, а также учредить для него герб.
Гербом для Оренбурга занимались несколько десятилетий. Начал Иван Кирилович Кирилов, выходец из бедных слоев общества, прошедший путь от подьячего до обер-секретаря Сената. Он бывал лично в Оренбурге и предложил орла, сидящего на вершине горы. Орел был двуглавый и имел три короны. Но этот герб не был утвержден.
После Кирилова разработкой герба для Оренбурга занялся В. Н. Татищев. В 1782 г. появился такой вариант: золотое поле, разрезанное пополам голубой полосой (и это было естественно, поскольку в первоначальном варианте Оренбург стоял на реке Ори), в верхней части был двуглавый орел, в нижней - голубой Андреевский крест. Таким герб Оренбурга дошел до нашего времени в гербовнике М. М. Щербатова.
После Оренбурга желание получить герб изъявил город Ставрополь, где проживали калмыки. Потом Кострома, Калуга, Сумы.
Но гербы требовали не только города, но и вновь формирующиеся полки, размещенные в городах. На знамени полка должен быть герб. А коли должен - значит, должен быть герб города. Таким образом, под двойным давлением Герольдмейстерская контора вынуждена была продолжать разработку гербов, их усовершенствование. Например, герб Ростова Великого представлял собой изображение оленя, похожего на лося, с лошадиной гри-вой и надписью "ростовский". Естественно, что таким герб не мог оставаться и появился новый - настоящий олень в красном щите.
В 1737г. возникла необходимость в человеке, который мог бы квалифицированно, со знанием дела разобраться в копиях рисунков гербов, рассылать запросы по' стране так же, как это делал Санти. И такой человек нашелся. Им оказался первый русский адъюнкт Академии паук, обладавший разносторонними знаниями, способный освоить любую науку, Василий Евдокимович Адодуров. Он был назначен товарищем герольдмейстера, а через несколько лет становится и герольдмейстером.
Так вот, он начал работу с того же, с чего начинал Санти: разослал анкету по городам. В ней были те же вопросы. 104 анкеты ушли в губернские канцелярии. На этот раз ответы оказались полнее. И это понятно: люди уже поняли, что такое герб, для чего он нужен. Кроме того, были расширены вопросы, в числе которых были и такие: имеет ли город жалованные грамоты от государей, когда и кем построен, имеет ли герб и кем пожалован.
В мае 1767 г., путешествуя по Волге, Екатерина II посетила Кострому и вручила горожанам герб. В качестве эмблемы для Костромы была избрана галера, плывущая по реке под императорским штандартом.
И здесь я просто обязан сказать, что с приходом к власти Екатерины II резко меняется отношение к государственным делам. Во-первых, создаются специальные комиссии из числа компетентных специалистов, ведающие застройкой городов. Теперь нельзя было строить как Бог на душу положит. Порядок, нарушенный после смерти Петра I, был восстановлен. Такие комиссии были созданы в Москве, Санкт-Петербурге.
Изменился характер магистратов. Была введена должность городского головы. Впервые люди (владельцы недвижимости, а не простые смертные) стали выбирать в центральный орган, названный Уложенной комиссией, своих представителей. Все эти изменения привели к тому, что увеличилось число городов, нуждавшихся в гербах. Уже к 1770 г. были изготовлены гербы городов, переведенных из разряда слобод. В их числе оказались Вышний Волочек, Валдай, Боровичи, Осташков. В 1773 г. пожаловали гербы Тихвину, Олонцу, Вытегре. А в 1777 г. Калужской губернии было вручено 12 гербов! И это тоже было новостью. 12 городов Калужской губернии получили гербы. В 1790 г. были утверждены гербы всех наместничеств Российской империи, за исключением Екатеринославского и Кавказского. Нетрудно представить себе, какая нагрузка легла на плечи Герольдмейстерс-кой конторы. Но, к счастью, к этому времени ее возглавил сведущий в генеалогии и геральдике человек, автор "Истории России с древнейших времен", известный историк Михаил Михайлович Щербатов. Именно ор оказался автором военного гербовника. 35 рисунков с его подписью обнаружены в архивах, имеющих отношение к военному гербовнику, который заказала Военная коллегия в 1775 г.
И Щербатов пошел по тому же пути, по которому шли Санти, Адодуров. Он также внес огромный вклад в разработку гербов.
Разработка гербов шла непрестанно. И вот уже в 1914 г. принимается решение, согласно которому в городском гербе обязательно должен присутствовать герб губернский.
Изучая гербы городов, можно без труда представить себе, чем жил (живет) город. Его культуру, направленность развития (промышленная, сельскохозяйственная, рыболовецкая и т. д.). Единственно, о чем нужно предупредить историков, это то, что они должны учитывать время, когда был пожалован герб, эпоху, строй. Только в таком случае герб раскроет свои тайны.




Галерея работ значков,нагрудных знаков и медалей
Технологии изготовления значков и медалей
Крепления для значков,нагрудных знаков
упаковка для значков,нагрудных знаков и медалей

Нагрудные знаки
Выпускные знаки ВУЗов и СУЗов
Депутатские знаки и значки
Настольные и подарочные медали
Медали на колодке
Фрачные и корпоративные значки
Зажимы и заколки для галстуков
брелоки
Экспресс-значки
????? ??????

Стерео и варо сувениы
Сувениры из оптического стекла и акрила
сувениры из мягкой резины (PVS)

Сегодня в продаже
 

664007 г. Иркутск, ул. Степана Разина 40
тел.:(3952) 56-01-55
м
об. 89149084036
Skype: piterlenin
e-mail:
info@sibznak.net


медали и знаки спецназ 60 лет
монета Рожденному в Иркутске

 

 

 
Rambler's Top100
статистика